Суррогатное материнство – законодательные противоречия

Плюсы и минусу суррогатного материнства

Законодательные противоречия в суррогатном материнстве планируются провести к общему знаменателю

На сегодняшний день существуют законодательные противоречия при регистрации ребенка, которого родила суррогатная мать. Сложилась следующая практика, пары, состоящие в браке, получают свидетельство о рождении на ребенка, которого выносила и родила суррогатная мать, в день обращения в орган ЗАГС (возможна регистрация ребенка в МФЦ). Мужчина и женщина, не состоящие в браке, и одинокие женщины получают в органе ЗАГС отказ и вынуждены обратиться в суд, чтобы зарегистрировать ребенка и получить свидетельство о рождении.
Согласно части 4 статьи 51 Семейного кодекса РФ – «лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери)». Согласно пункту 5 статьи 16 Федерального Закона № 143-ФЗ от 15.11.1997 года «Об актах гражданского состояния» — «при государственной регистрации рождения ребенка по заявлению супругов, давших согласие на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, одновременно с документом, подтверждающим факт рождения ребенка, должен быть представлен документ, выданный медицинской организацией и подтверждающий факт получения согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери), на запись указанных супругов родителями ребенка». Данные законодательные документы дают право на суррогатное материнство, только мужчинам и женщинам, состоящим в официальном браке.
Органы ЗАГСа работают по вышеуказанным законодательным документам, которые не регулируют суррогатное материнство для мужчины и женщины, не состоящих в браке, и одинокой женщины. Исходя из этого, данная категория получает отказ и вынуждена зарегистрировать ребенка через суд.
Противоречия внес пункт 3 статьи 55 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который дала право воспользоваться суррогатным материнством: мужчина и женщина, как состоящие, так и не состоящие в браке, и одинокие женщины.
В силу положения данного Федерального закона мужчина и женщина, не состоящая в браке, и одинокие женщины, имеют равные права как, мужчина и женщина состоящие в браке, на реализацию функций материнства и отцовства, а также рождения детей.
Однако данный Федеральный закон ниже Семейного кодекса РФ.
Стоить отметить, что в России право на суррогатное материнство не дано одинокому мужчине. Для того, чтобы воспользоваться суррогатным материнством и стать отцом, одинокий мужчина должен найти – мать будущему ребенку.
Планируется привести к общему знаменателю права мужчины и женщины, как состоящей, так и не состоящей в браке, и одинокой женщины, и должен упростить регистрацию ребенка, которого родила суррогатная мать, и родителями которого являются мужчина и женщина не состоящие в браке или одинокая женщина.
Подготовлен законопроект, однако Правительство Российской федерации считает целесообразным доработать законопроект с учётом указанных замечаний до его рассмотрения Государственной Думой в первом чтении.
31 марта 2018 года на сайте Правительства России размещено заключение Правительства на законопроект о государственной регистрации рождения ребёнка в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий.
Подробнее: http://government.ru/activities/selection/303/31897/
Законопроектом предлагается внести в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» изменения, позволяющие мужчине и женщине, как состоящим, так и не состоящим в браке, а также одинокой женщине, давшим согласие на применение вспомогательных репродуктивных технологий, быть записанными родителями (родителем) ребёнка в книге записей рождений, а также изменения, предусматривающие ограничение оспаривания отцовства или материнства при применении таких технологий.
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации рождения ребёнка в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий» вносится в Государственную Думу членами Совета Федерации В.В.Рязанским, Е.В.Бибиковой, А.Г.Варфоломеевым и другими.
Законопроектом предлагается внести в Семейный кодекс Российской Федерации (далее – Кодекс) и Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» изменения, позволяющие мужчине и женщине, как состоящим, так и не состоящим в браке, а также одинокой женщине, давшим согласие на применение вспомогательных репродуктивных технологий (далее – ВРТ), быть записанными родителями (родителем) ребёнка в книге записей рождений, а также изменения, предусматривающие ограничение оспаривания отцовства (материнства) при применении ВРТ.
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона.
В соответствии с пунктом 4 статьи 51 Кодекса родителями в книге записей рождений записываются лица, состоящие в браке и давшие согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, в случае рождения у них ребёнка в результате применения этих методов, а также лица, состоящие в браке между собой и давшие согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, – только с согласия женщины, родившей ребёнка (суррогатной матери).
Законопроектом предусмотрено распространение указанных положений на лиц, не состоящих в браке, и на одинокую женщину. Вместе с тем пунктом 2 статьи 51 Кодекса предусмотрено, что в случае, если родители не состоят в браке между собой, необходимо установить отцовство ребёнка в соответствии с пунктом 3 статьи 48 Кодекса.
В законопроекте в отношении лиц, которые могут быть записаны родителями ребёнка, рождённого в результате применения ВРТ, одновременно применяются термины «лица, как состоящие в браке, так и не состоящие в браке» и «лица, как состоящие в браке, так и не состоящие в браке между собой», не являющиеся тождественными. При этом Кодексом предусмотрены различные процедуры установления отцовства ребёнка в зависимости от того, состоят ли между собой в браке соответствующие мужчина и женщина.
Так, в случае, если ребёнок родился от лиц, состоящих в браке между собой, отцом ребёнка признаётся супруг матери (пункт 2 статьи 48 и пункт 1 статьи 51 Кодекса). Отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребёнка, устанавливается путём подачи в орган записи актов гражданского состояния совместного заявления отцом и матерью ребёнка, по заявлению отца ребёнка или решению суда (пункт 3 статьи 48 и пункт 2 статьи 51 Кодекса).
Таким образом, предусмотренная законопроектом редакция может привести к возникновению неопределённости в правоприменительной практике.
Правительство Российской федерации считает целесообразным доработать законопроект с учётом указанных замечаний до его рассмотрения Государственной Думой в первом чтении.

Call Now Button